Главная  |  Психопунктура  |  Медицинский центр  |  Академия

рус / eng                    
       
Поиск

      О сайте

      Халлим Калер

      БЭСТ

      Теория Инь-Ян и У-Син

      Эго-структуры личности

      Структура эмоций

      Человеческие комплексы

      Психоанализ З. Фрейда

      Что такое эмоции?

      Эмоции и инстинкты

      Основа ВESTa

      Восточная медицина

      Мнение специалистов

      Моя психопунктура

      В Великом Новгороде

      Литература

      Вопрос-ответ

      Контакты

      Для приезжающих

      Карта сайта

 

     Информация

    С первого сентября началась подписка на первое полугодие  2005  года на газету "Газета о здоровье "Инь и Ян" Восточные, западные и народные методы профилактики и лечения.     
    Тема газеты отражена в ее названии.
    Индекс 31509. Красно-синий каталог Агентства Роспечати.(Дополнение №1). 
    Не забудьте подписаться на эту газету!

Психоалитические представления, лежащие в основе BEST

Ключевым психоаналитическим понятием является понятие «бессознательного» (БСЗ) — представление о том, что существует психическая деятельность, которая человеком не осознается, но которая оказывает динамическое воздействие на его поведение.
 
Классический, фрейдовский психоанализ центрирован на понятии «личностного» бессознательного, концепция  «коллективного» бессознательного разрабатывалась  К.Юнгом, социального - Э.Фроммом.
 
Коллективное, социальное и личностное бессознательное взаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии. Схематически это можно изобразить следующим образом:
 

BEST как метод диагностики и лечения удивительным образом сочетает в себе представления различных психоаналитических направлений. И все же в первую очередь это, по-видимому, «аналитическая психология» Карла Юнга, центральное понятие которой - «коллективное бессознательное». По мнению Юнга, сознание и бессознательное взаимно дополняют друг друга как китайские символы Инь и Ян. На его психоаналитические представления     огромное     влияние     оказало     изучение     основ психологической культуры Востока, классическим выражением которой Юнг считал сакральные тексты буддизма и даосизма. Юнг говорит об утраченном первоначальном единстве сознания и бессознательного. Европа шла по пути развития экстравертивного, логического мышления, покорения внешнего мира, развития науки и техники.
 
Индия — классическая страна интровертивного, образного мышления, обращенного внутрь, ориентированного на установление равновесия с силами бессознательного. В статье «Йога и Запад» Юнг пишет, что в йоге совершенным образом сливаются воедино физическое и духовное, тело и сознание, но без соответствующей адаптации восточные учения для западного человека приобретают черты либо примитивного религиозного движения, либо «гимнастики». Контакт Восток — Запад опасен. Собственную «аналитическую психологию» Юнг называл «западной йогой».
 
В работе «Об архетипах коллективного бессознательного» Юнг пишет, что речь идет о бессознательном, имеющим не индивидуальную, а всеобщую природу; оно присуще всем людям и является тем основанием, на котором вырастает индивидуальная психика. В этом положении психоаналитическое обоснование BESTa как кросскультурного теста. Содержанием коллективного бессознательного являются архетипы.
 
Архетипы — это бессознательно воспроизводимые схемы, врожденные идеи, прообразы, профантазии. Действию предшествует интуитивное схватывание архетипа. Юнг сравнивает архетип с системой осей кристалла, которая префомирует кристалл в растворе; неким полем, распределяющим частицы вещества. В психике таким «веществом» является внешний и внутренний опыт, организуемый по врожденным образцам. Архетип не входит в сознание, он только соединятся с какими-то представлениями опыта, образуя архетипические образы и превращаясь в символы.
 
Слово, предмет, изображение, «нечто» символично, если помимо обычного смысла обладает специфическим значением, имеет бессознательный аспект. Символы приоткрывают перед человеком архетип и одновременно предохраняют от непосредственного соприкосновения с его колоссальной психической энергией. Изначальным способом обработки архетипических образов была мифология. С ее помощью первобытный человек смягчает разрыв с «матерью-природой». Однако с развитием сознания пропасть между ним и бессознательным углубляется, растет напряжение, возникает проблема приспособления к собственному внутреннему миру. История Европы — это история упадка символических знаний. Обособление сознания ведет к утрате равновесия, утрате символа как посредника архетипов. А если символическая передача невозможна, то в качестве компенсации архетипические образы могут вторгнуться в сознание в самых примитивных формах, как-то: индивидуальные и массовые психозы, революции, войны и т.д.
 
Способность к символизации особенно ярко проявляется в мифах, сказках, религии, искусстве. Люди древних цивилизаций ценили опыт сновидений, галлюцинаций, мистических переживаний как милость божью, важнейшие выражение души. Но в последние столетия существования Западной культуры мифы стали считать наивным порождением непросвященного ума, а сны — бессмыслицей. Надо отдать должное З.Фрейду, который вновь привлек внимание к тому, что мифы и сны — важные средства связи, идущие от нас к нам же. Фрейд начал с конкретной цели: помочь больным, страдающим неврозами, понять причины своей болезни. При этом он заметил, что механизмы образования симптомов и сновидений одинаковы, и стал изучать сновидения как универсальное явление человеческой психики. Оказалось, что сны существенно не отличаются от мифов и сказок, что все они написаны на одном языке — «языке символов». Датой рождения психоанализа считается 1900 год, когда была напечатана книга Фрейда «Толкование сновидений». По мнению Фрейда, сны — королевская дорога, главный путь к познанию бессознательного. Об огромной роли символики в жизни человека писал Эрик Фромм в книге «Забытый язык». В последние годы терапия творчеством, в которую входят арт-, музыко-, драма-, танцтерапия, терапия творческим общением с наукой и искусством, привлекает все большее внимание. Все виды творческого самовыражения, как проявление наиболее зрелого психического защитного механизма, названного Фрейдом сублимацией, так или иначе связаны с символикой и имеют не только психотерапевтическое, но и психопрофилактическое значение.
 
Итак, психоанализ появился на рубеже XIX и XX веков в период кризиса Западной культуры в ответ на чрезмерный прогресс в овладении миром с помощью науки и техники, и чрезмерное обособление сознания. Он напомнил, что человеческая психика представляет собой целостность сознательных и бессознательных процессов, что это саморегулирующаяся система и что язык символов — универсальный язык, понимание которого важно для любого человека, желающего сохранить душевное равновесие.
 
BEST чрезвычайно насыщен символикой и, по-видимому, именно в этом одна из причин его магического воздействия на человека, интенсивной энергетики. Дерево, огонь, земля, металл, вода — универсальные символы; в их основе лежат переживания, которые испытывал каждый. Неудивительно, что явления физического мира могут адекватно отражать внутреннее состояние, что материальный мир может служить символом мира духовного. Ведь, используя в качестве символа, например, огонь, мы описываем внутреннее состояние, которое испытываем при виде огня: возбужденность, тепло, радость. Наше настроение более точно отражается в мимике и жестах, чем в словах; тело является символом внутреннего состояния. Таким образом, в BESTe эмоциональные переживания выражаются символически:
1. через мимику
2. через явления природы (элемент)
3. через слово и цвет

Нам всем легко представить:
что вода питает дерево, а, следовательно, страх порождает депрессию и агрессию;
что земля засыпает воду, а, значит, обсессия сильнее страха и навязчивость может победить тревожность;
что земля согревается огнем, поэтому только тот, кто испытал печаль, способен полюбить.
 
Идея единства двух противоположностей также архетипична.
 
Архетипичным является и образ дерева как символическое представление психики человека. Вспомним: древо жизни, запретный плод, смотри в корень и т.д.
 
 

BEST при помощи комплексного воздействия: и аудиального, и визуального, и кинестетического, вводит человека в состояние мифа, сказки — особое состояние переживания узнаваемости символа, символического отношения, напоминает об уже пережитом индивидуально или человечеством, позволяет соприкоснуться с архетипическими образами. Приобщение человека к мифу - путь к выздоровлению.
 
Ортодоксальный фрейдовский психоанализ центрирован на мифе об Эдипе, Юнг же считает, что необходимо почувствовать родной миф пациента и предложить его. Поэтому аналитик должен хорошо разбираться в религии и искусстве, знать мифологию, сказки, фольклор, культурные традиции того общества, в котором живет.
 
Понятие «социального бессознательного», которое можно также назвать культуральным или групповым, ввел в своей работе «Из плена иллюзий» Эрик Фромм. Переживание становится осознанным, если осмысливается в терминах сознательного мышления. Но каждое общество развивает свою систему категорий, детерминирующую формы осознания. Переживание не может быть осознанно пока не пройдет через социальный фильтр, составляющими которого Фромм считает:
 
1. язык
2. логику
3. табу
 
1. Переживания, для которых в языке нет подходящих слов, которые не культивируются, осознаются редко. Например, современные западные языки имеют тенденцию выражать только те чувства, которые способны выдержать испытание логикой. «Язык как целое выражает отношение к жизни и является в некотором роде застывшим выражением чувственной жизни» — Э.Фромм.
 
2. В   мышлении  Индии  и  Китая  преобладает  парадоксальная логика. Западная же культура базируется на Аристотелевской логике, включающей закон тождества (А есть А), противоречия (А не есть не А)   и   исключенного   третьего   (А   не   может   быть   А   и   не   А одновременно).      Так,     западному     человеку     сложно     принять Фрейдовскую  концепцию  амбивалентности,  утверждающую,  что  к одному и тому же объекту в одно и то же время можно испытывать и любовь,     и     ненависть.     Это     переживание     с     точки     зрения Аристотелевской логики лишено смысла, поэтому большинству людей сложно осознать амбивалентные чувства.
 
3. Наиболее важной частью социального  фильтра Фромм считал социальные  табу,  которые   объявляют  некоторые  идеи  и  чувства запретными, опасными и т.д. и которые пресекают достижение ими уровня сознания. Человек подчиняется социальным клише из боязни изоляции и остракизма. То, что под клише не попадает, остается в бессознательном.  Что  осознано,  а  что  бессознательно  зависит  от созданных в обществе образцов чувств и мыслей.
 
BEST через кукол и соответствующую символику дает возможность устанавливать и поддерживать равновесие между сознательными и бессознательными процессами, общаться с коллективным и личностным бессознательным. Наша задача — адаптировать его к социальному бессознательному, российскому менталитету, языку, традициям. Для России это безусловно, возможно, поскольку даже территориально она расположена между Западом и Востоком, ей присущи как Аристотелевская, так и парадоксальная логика, российские люди чувствительны и восприимчивы к эмоциям, Россия ближе к коллективному бессознательному, чем Запад. Не случайно Халлим Калер любит Россию.
 
Личностное бессознательное
 
Ключевые положения классического психоанализа.
 
1. Содержанием    «личностного    бессознательного»    являются эмоционально   окрашенные   комплексы,   вытесненные   из   сознания представления.
 
2. Сознание   сопротивляется   проникновению   бессознательных тенденций при помощи защитных механизмов,  одним из которых является сопротивление.
 
BEST — проективный тест, позволяющий выявить личностные особенности человека, его конфликты и мотивации, проникнуть в глубокие пласты психики, минуя защиты и сопротивление. 10 кукол являются тем стимульным материалом, на который проецируется психическая реальность. Зачастую это крайне болезненно, поэтому очень важно мобилизовать силы человека, высветить позитивные аспекты его эмоциональной структуры, ситуации; помочь принять себя, ибо осознание своих слабостей и конфликтов делает человека сильным. «На месте Ид должно стать Эго» — в этом суть психоанализа.
 
3. Постулируется    существование    двух реальностей: внешней (объективной) и внутренней (психической, субъективной), которую составляют образы, мысли, фантазии, чувства и т.д. При этом понятие «значимый»    приравнивается    к    понятию    «реальный».    Основы психической реальности закладываются в детстве (приблизительно до 7  лет)  в   отношениях   с  родителями,   в   семье   (так  называемый «семейный роман»).
 
4. Человек   живет   дважды.   Именно   детство   является   тем фундаментом, который определяет нашу жизнь. За детством следует латентный    период,    во    время    которого    психофизиологическое созревание  замедленно  и  который  заканчивается  с  наступлением половой    зрелости.    В    подростковом    возрасте    эмоциональные конфликты   детства  разгораются   с   новой   силой,   происходит  их переориентация с внутрисемейной ситуации во внешней мир. Наконец, поведение взрослого человека можно рассматривать как эволюцию инфантильного поведения, как усложнение примитивных влечений и способов   реагирования.    Таким    образом,    основные    стереотипы поведения   и   любимые   эмоции   человек   наследует   из   детства, отыгрывая,   отреагируя   их   во  взрослой  жизни,   как  правило,   не осознавая этого.
 
5. Психоаналитическая техника такова, что при лечении пациент регрессирует.   Регрессия   -   это   защитный   процесс,   при   помощи которого происходит избежание тревоги путем возвращения к более раннему состоянию или образу действия. Это обеспечивает аналитику доступ к ранним фазам развития, чтобы  способствовать перестройке личности по новому образцу.
 
Факторы, способствующие регрессу при тестировании:
 
а) Врач, психолог - по определению родительская фигура, символический отец или мать, маг и волшебник. Вспомним детские сказки:   король   с   королевой,   принц,   принцесса   и   т.д.   Родители всемогущи, от них зависит судьба. К врачу приходят с проблемой, в состоянии повышенной тревожности, в надежде на помощь. При этом безусловно присутствует магический настрой.
 
б) И вдруг - куклы, причем очень необычные. Человек попадает в ситуацию сказки, мифа, символики и архетипических образов и схем. К.Юнг говорил, что архетипическое распознается по необычайно сильной эмоциональной реакции, которая его сопровождает. Кроме активизации образов коллективного бессознательного, куклы способствуют регрессу в детство, пробуждению личностного бессознательного, психической реальности, связанной с «семейным романом». Куклы — гениальная идея. Игра в куклы превращает взрослого в ребенка. При этом активизируются как вытесненные в бессознательное конфликты, так и творческое, спонтанное начало для их разрешения.
 
6. Катарсис. В переводе «очищение». Относится  к терапевтическому эффекту  отреагирования,  т.е.   разрядки   эмоции, связанной   с   вытесненным   ранее   переживанием.   Вытеснение   это защитный механизм; процесс, посредством которого неприемлемый импульс или идея становятся бессознательными.
 
Х.Калер считает, что осознание эмоции - это уже наполовину излечение, а последовательное эмоциональное отреагирование означает излечение. Все слова, используемые в BESTe для описания эмоций, выражаемых куклами, специально подобраны, чтобы вызвать крайне необходимый психокатарсис. Тестирование почти всегда производит очень сильное эмоциональное впечатление, недаром термин «психопунктура» значит укол психики. Только эмоциональный опыт может способствовать изменению личности.
 
7.  Трансфер, или перенос, понятие о том, что на отношение субъекта к объектам настоящего бессознательно влияет его отношение к прошлым объектам. В частности, отношения пациента с аналитиком повторяет его отношения с родителями в детском возрасте. Более широко — эмоциональное отношение пациента к аналитику. Ранние объект-отношения, которые пациент не может вспомнить как таковые, могут    быть    воссозданы    в    трансферных    реакциях    пациента. Терапевтический эффект психоанализа обусловлен, прежде всего, его возможностью разрешать «в рамках трансфера» конфликты детства.
 
Следует отметить, что перенос это повсеместно встречающееся явление, просто при психоаналитическом лечении эмоции более глубоки и интенсивны.
 
Контртрансфер    —    перенос    аналитика    на    пациента, расширенном значении — эмоциональное  отношение  аналитика пациенту.    В    настоящее    время    считается    одним    из    главнь; инструментов психоаналитической методики.
 
Особенность BESTa в том, что тестирование очень ускоряет трансферные и контртрансферные процессы. Такое насыщение эмоциональное и интеллектуальное общение поглощает мног энергии, но стимулирует творческие способности психолог; побуждая его использовать как понятийное, так и образное мышление.
 
8. Классический психоанализ центрирован на понятии Эдипов комплекса. Название комплекса связано с мифологическим Эдипол который убил отца и женился на матери, не зная, что они были ег родителями. Эдипов комплекс — группы в значительной част бессознательных идей и чувств, концентрирующихся вокруг желани обладать родителем противоположного пола и устранить родител своего пола. Согласно Фрейду, это универсальное, филогенетическ встроенное явление. Разрешение Эдипова комплекса достигаете путем идентификации с родителем своего пола и (частичным временным отказом от родителя противоположного пола, который «вновь открывается» во взрослом сексуальном объекте. При неразрешенном Эдиповом комплексе происходит фиксация на образ' родителя и сильная зависимость в выборе сексуального партнера о этого образа.
 
Таким образом, основы психической реальности человек; закладываются в детстве в отношениях с родителями. Выбо] симпатичной куклы символизирует внутренний образ родители противоположного пола, для мальчика это мама, для девочки — оти (идеальное Эго, формируется в возрасте 4-6 лет). Антипатичная кукл; — родитель того же пола, который является соперником в борьбе з; любовь и поэтому вызывает отрицательные эмоции. Но вместе с тел именно с ним ребенок идентифицирует себя в поло-ролево\ поведении (оригинальное Эго, формируется в 2-4 года).
 
Уникальность BESTa состоит в том, что он дает возможност! очень быстро выявить уровень коммуникативных и сексуальны? проблем человека, насколько у него разрешены материнский i отцовский комплексы. Х.Калер считает, что совпадение бессознательного (выбор куклы) и сознательного, вербализованногс (описание соответствующего эмоционального состояния словами образа     родителя     означает     разрешенность     соответствующего комплекса; человек осознает свое отношение к внутреннему образу, т.е. принимает его.
 
Если принимается родитель того же пола, то принимается мир на социальном уровне, проецирование своих проблем на других людей ограничено и возможно адекватное взаимодействие с ними. Такой человек не имеет существенных межличностных проблем в социальной сфере. При неразрешенности данного комплекса работает механизм проекции. В психоанализе этот термин используется в значении «восприятие психического образа как объективной реальности». Более частное значение: процесс, посредством которого конкретные импульсы, желания, части себя или внутренние объекты переносятся на внешний объект. Это обусловлено интроецированием какого-то внешнего объекта в прошлом (в данном случае родителя). Интроекция — это процесс, посредством которого отношения с объектом «вовне» заменяются отношениями с воображаемым объектом «внутри себя». Например, человек воображает, что X ненавидит его как, согласно его воображению, это делал Y (родитель) в прошлом. При этом, естественно, нарушается адекватное взаимодействие с другими людьми, особенно в определенных ситуациях, чем-то напоминающих прежние.
 
Эго-идеал (симпатичная кукла) персонифицирует Эдипов комплекс. Так, если мужчина принимает свою мать (вербализованный образ матери соответствует бессознательному), то он принимает и других женщин, и у него нет глубинных сексуальных проблем эмоционального плана. Если женщина принимает отца, она внутренне принимает мужчину и сексуальные отношения. Это счастливая женщина. При неразрешенности Эдипова комплекса партнера видят не таким, каков он реально, а проецируют на него внутренний образ, взаимодействуя с этим образом и огорчаясь и обижаясь, когда обнаруживается несоответствие. Человек фиксирован на родителе противоположного пола, что обнаруживается при выборе сексуального партнера, обычно его напоминающего. Помимо этого, он занимает позицию ребенка с присущей ему инфантильностью, нежеланием брать ответственность на себя, стремлением, чтобы его любили безусловной любовью.
 
По моим наблюдениям, если Эдипов комплекс неразрешен, то человек неосознанно провоцирует в партнере эмоциональное состояние, вызывающее у него эротические чувства.
 
Естественно, если Эдипов комплекс разрешен, но есть нарушения в коммуникативной сфере, то они влияют и на сексуальную жизнь. Кроме того, сильна поло-ролевая зависимость от родите
своего пола.
 
Современный   психоанализ,   в   отличии  от   ортодоксального, больше ориентирован на преэдипальные отношения с матерью, Эдипов комплекс рассматривается как психическая структура, скор» сама требующая интерпретации с позиций более ранних конфликто чем     как    первичный     источник    невроза. Основоположникам представлений о решающей роли первых лет жизни явились такк видные психоаналитики как Мелани Клайн и Дональд Виннико' Х.Калер отразил эти представления при помощи субэго, которое о назвал душой (формируется до 2 лет) и которому он также придае решающее значение в психике. В душе, корнях заключена сущност человека.   Это  так  называемое  «трансцендентальное  «Я»,  которо! позволяет  наиболее  полно  развить  свои  способности,  творчески! потенциал. Именно в этом возрасте ребенок наиболее креативен.
 
9. Психика — это процесс, нечто динамичное, развивающееся.
 
З.Фрейд предложил две модели психики: топографическую й структурную.
Топографическая модель предполагает деление психики на подсознательное, предсознательное и сознательное. БСЗ порождает СЗ через своего посредника — ПСЗ. Как это связано с пятью первоэлементами? В соответствии с законом эволюции один элемент, например дерево, порождает другой, например, огонь. Земля есть «дитя» огня, но согласно закону управления дерево противостоит земле. Чтобы породить землю, дерево должно пройти стадию огня. Здесь дерево — БСЗ, огонь — ПСЗ, земля — С3
 
СЗ     __________                           _____________   земля
ПCP  __________                            _____________   огонь
БСЗ   __________                           _______________дерево
 
 
В соответствии со структурной моделью психика делится на Ид и Эго.
Ид «содержит все, что присутствует при рождении, все, что закреплено в конституции организма и, сверх того, инстинкты, порождаемые соматической организацией и находящие в Ид первое психическое выражение..., темная, недоступная часть нашей личности..., мы называем Ид хаосом, котлом, полным бурлящих страстей...» — писал Фрейд в работе «Я» и «Оно».
Эго — та часть Ид, которая видоизменилась под влиянием внешнего мира... может быть, названо умом и здравым смыслом. В своем отношении к Ид напоминает всадника, который должен держать в узде превосходящего по силе коня, с той лишь разницей, что всадник пытается это делать своими собственными силами, а Эго пользуется заимствованными».
 
      Ид                                                      Эго
примитивно;                                      цивилизовано;
неорганизованно;                               организовано;
эмоционально;                                   рационально;
принцип удовольствия;                      принцип реальности;
 
уменьшение неудовольствия инстинктивного напряжения путем:
 
галлюцинаторного исполнения                адаптивного поведения
желаний (например, сон);                       например, мысль);
первичные процессы:                              вторичные процессы:
 
                                       использование
 
свободной энергии;                             связанной энергии;
игнорирует различия и                         уважает законы
противоречия, пространство,                противоречий,
время;                                                 категории пространства
малая адаптивность;                                   и времени;
(парадоксальная логика)                          (Аристотелевская)
 
К смешанным проявлениям обоих процессов относятся грезы, эмоциональное мышление, творческая деятельность. Именно в этих случаях поддерживается равновесие между сознательными и бессознательными процессами.
 
Ид предшествует Эго на пути развития, т.е. часть недифференцированного Ид развивается в структурированное Эго. При этом Эго приобретает функции, увеличивающие его автономность:
 
а) управление своими импульсами;
б) возможность действовать независимо от родительских фигур;
в) контроль над окружающей средой
 
 

 
В    процессе    развития    ребенок    идентифицирует    себя родительскими    фигурами    (оригинальное    Эго и  Эго-идеал Идентификация является защитой, поскольку уменьшает враждебност между собой и объектом и позволяет отрицать переживание сепараци с ним.
 
Ключевым для анализа поведения человека, его отношений i другими людьми является Суперэго. Данное понятие отличается с психоаналитического, где Суперэго это та часть Эго, в которой находятся родительские интроекты и которая ответственна зг самонаблюдение, самокритику и другие виды рефлексивной деятельности. В терминологии BEST это наше сознание, то, каким человек предъявляет себя миру и каким воспринимают егс окружающие, результат когнитивно-эмоционального баланса предыдущих четырех уровней: Ид, Субэго, Оригинальное Эго, Идеальное Эго. Это основная защита, характер человека. В психоанализе характер также понимается как аналог симптомов, т.е. защитный образ действия: истерический, фобический, шизоидный, обсессивный. Это не те свойства личности, которые для нее характерны, а те, которые позволяют отнести ее к одному из существующих характерологических типов.
 
Согласно Х.Калеру, главное при анализе эмоциональной структуры человека — учет его Суперэго и Субэго. По законам пяти первоэлементов, Суперэго всегда сильнее, всегда подавляет Субэго. Это полностью согласуется с положением К.Юнга о противоположности сознательной и бессознательной установок, которое он изложил в работе «Психологические типы».
 
Таким образом, BEST позволяет выявить пять основных эмоциональных состояний человека, его «любимые эмоции», которые активизируются в зависимости от обстоятельств. По мнению американского психоаналитика Эрика Берна, излюбленное чувство, усвоенное в детстве, становится чем-то вроде условного рефлекса, причем человек искренне рассматривает его как естественное и неизбежное в той или иной ситуации. «Любимая эмоция» становится психологическим   выигрышем»,   извлекаемым   из   игр,   в   которых участвуют люди.
 
В заключении хотелось бы подчеркнуть, что, хотя в основу BESTa безусловно, положены принципы психоанализа и психодинамической психотерапии, он ориентирован на гуманитарно-психологический подход к человеку, созвучен «модели роста» Карла Роджерса: человек обладает собственной, изнутри идущей активностью, стремлением к реализации внутреннего потенциала. Функция психолога — только способствовать этому, дать установку на позитивный личностный рост. Психоанализ более фрустрирующий, директивный и длительный метод, использующий только вербальное общение. Психопунктура имеет перед ним явные преимущества. В своей книге доктор Х.Калер пишет: «то, что вы можете узнать после десяти лет психоанализа человеческих конфликтов, вы сможете узнать в течение 10 минут. Мои куклы покажут вам, как реализовать эти идеальные цели».
 
Халлим Калер предлагает следующую схему:
 
Халлим Калер                     З.Фрейд           
Суперэго                               Суперэго
Идеальное эго                        Сверх Я
Оригинальное эго                   Эго
Субэго                                   Я
Ид 

                                           
 
З Фрейд
Ид, Оно — категорически неосознаваемы. БСЗ обеспечивает жизненную энергию. Прорывается только в замаскированном виде: сновидения; забывания, ошибки, описки, оговорки; случайные, нелепые действия; болезненные симптомы. Суперэго — все то, что является историей цивилизации, общественная мораль, родительские образы, «образы значимых взрослых». Сверх Я — все требования общества. Предсознательное    с    филогенетической    точки    зрения   —    более поверхностные механизмы, может спонтанно прорываться в сознание. Терапевтическая тактика: «где было ид, должно стать эго».
 
X.Калер
Новое эго — субэго соединяет волю и инстинкты человека. Только через переживания (ощущения) можно изменить эго. Познав свое субэго, можно решать свои конфликты. Это ядро личности, ее фундамент, играет ведущую роль в возникновении психических и психосоматических заболеваний. Развитие субэго позволяет наиболее полно раскрыть свои способности. Связывает в единое целое психику и тело. Это душа человека.
 
З.Фрейд, давший миру теорию и практику психоанализа, не предложил метода, который позволил бы быстро, эффективно и надежно выявить Эго-структуры человеческой психики. BEST дает возможность сделать это и выявить субэго, т.е. ядро личности, связывающее в единое целое психику и тело. С его помощью можно определить характер отношений с родителями и конфликтов в важнейшие периоды развития человека в детстве.
 
Халлим Калер удивительным образом сумел объединить элементы восточной философии с достижениями западной культуры, в частности психоанализа; создал системный подход к анализу личности человека. BEST это действительно единая система, целостный метод, позволяющий не только диагностировать, но одновременно и лечить.
 
Литература
1. H.Calehr. «Instruction Manual of Basic Emotional Structuring Test». IAPC scientific publication series, Bandung, 1989.
2.  З.Фрейд. «Введение в психоанализ. Лекции». Москва, «Наука», 1991.
3.  З.Фрейд. «Я» и «Оно». Сб. "Я» и «Оно». Кн.1. Тбилиси, «Мерани», 1991.                                  "      """
4.  К.Юнг.    «Об    архетипах   коллективного    бессознательного».    Сб. «Архетип и символ». Москва, «Ренессанс», 1991.
5.  К.Юнг. «О психологии восточных религий и философий». Москва, «Медиум», 1994.
6.  6. К.Юнг. «Психологические типы». Москва, «Алфавит», 1992.
7.  Э.Фромм.    «Забытый    язык».    Кн.    «Душа    человека».    Москва, «Республика», 1992.
8.  Э.Фромм.   «Из  плена  иллюзий».   Кн.   «Душа  человека».  Москва, «Республика», 1992.
9.  Ч.Райкрофт. «Критический словарь психоанализа». Санкт-Петербург. ВЕИП,1995.
Ю. Р.Урсано,        С.Зонненберг,        С.Лазар.        «Психодинамическая психотерапия». Российская психоаналитическая ассоциация, 1992.
11. Э.Берн. «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры». Санкт-Петербург, «Лениздат», 1992.