Главная  |  Психопунктура  |  Медицинский центр  |  Академия

рус / eng                    
       
Поиск

      О сайте

      Халлим Калер

      БЭСТ

      Теория Инь-Ян и У-Син

      Эго-структуры личности

      Структура эмоций

      Человеческие комплексы

      Психоанализ З. Фрейда

      Что такое эмоции?

      Эмоции и инстинкты

      Основа ВESTa

      Восточная медицина

      Мнение специалистов

      Моя психопунктура

      В Великом Новгороде

      Литература

      Вопрос-ответ

      Контакты

      Для приезжающих

      Карта сайта

 

     Информация

    С первого сентября началась подписка на первое полугодие  2005  года на газету "Газета о здоровье "Инь и Ян" Восточные, западные и народные методы профилактики и лечения.     
    Тема газеты отражена в ее названии.
    Индекс 31509. Красно-синий каталог Агентства Роспечати.(Дополнение №1). 
    Не забудьте подписаться на эту газету!

Теория Инь и Ян и Пяти первоэлементов (У-Син)

Теория Инь-Ян

В основе практической медицины Древнего Востока лежит философское учение, о том, что в картине мира реален только поток превращений, бесчисленных метаморфоз, в которых непрестанно и вечно обновляется весь мир. Ни один момент времени ни похож на другой. Ничто в мире не существует обособленно, в отрыве друг от друга и, более того, связи между вещами определяют положение самих вещей. Таким образом, даже самая малая вещь имеет во вселенной своё переплетение с другими вещами.

Мудрецы древнего Китая говорили: "Вся тьма вещей как раскинутая сеть, и в ней не найти ни начала, ни конца". Реальный мир китайские мудрецы определили как Хаос, под которым понимается бесконечное богатство разнообразия. Для описания взаимодействия всех вещей во вселенной сложилось логически последовательное учение о двух мировых силах: силы Ян, символизирующей мужское, светлое, деятельное начало, тепло, и силы Инь, символизирующей женское начало, тьму, покой, холод.

Основные противоположные свойства Ян и Инь символизировались древними философами как огонь (Ян) и вода (Инь), т.е. Ян по своим свойствам подобен огню и характеризуется признаками: светлое, горячее, направленное вверх и наружу. Инь по своему свойству подобен воде и характеризуется признаками: тусклое, холодное, направленное вниз и внутрь. Отсюда следует, что в природе всё, обладающее покоем, холодное, медленное, имеющее пониженную функцию относится к Инь; всё что имеет противоположные характеристики: подвижное, горячее, расположенное внешне и вверху, имеющее повышенную функцию - относится к Ян.

Это философское учение легло в основу практической медицины Древнего Востока.

Основные утверждения теории Ян и Инь позволяют описать мир во всём его многообразии, а также сложные физиологические и патологические явления в организме:

  • всё существующее во вселенной имеет два противоположных начала Ян и Инь (любое явление имеет состояние покоя и активности, любой предмет имеет верх и низ и т.д.)
  • Ян и Инь имеют множество значений, и они взаимосвязаны, взаимообусловлены, взаимопревращаемы.
    Так, например, два противоположных начала: день и ночь, жара и холод, движение и покой, полный и пустой, внешний и внутренний и т.д.

Человеческий организм также разделяется на две противоположности:

  • Ян - верхняя часть тела, его поверхность, спина, шесть полых органов, Чи;
  • Инь - внутренняя часть тела, живот, пять плотных органов, кровь.


Вследствие своей противоположности, Ян и Инь взаимно ограничивают и контролируют развитие и деятельность друг друга и при определённых условиях каждая из противоположностей может меняться на обратную ей, развиваясь внутри себя и это соответствует объективной реальности. При ослаблении одной стороны наступает усиление другой. Так, например, нарушение в организме равновесия между Инь и Ян приводит к развитию болезни или к смерти.

Противоположность двух начал Ян и Инь является относительной и определяется только сравнением: ткани и органы человеческого организма могут принадлежать к Ян или Инь в зависимости от их взаимного расположения и функций.

При взаимодействии Ян и Инь имеют относительную самостоятельность, т.к. в них можно выделить составляющие его элементы, взаимодействующие между собой и развивающиеся внутри себя. Так, например, сутки можно разделить на день (Ян) и ночь (Инь), день в свою очередь можно разделить на первую половину (Ян в Ян) и вторую половину (Инь в Ян), ночь можно разделить на вечер (Ян в Инь) и саму ночь (Инь в Инь). Если тело рассматривается как единое целое, то его поверхность и конечности относятся к Ян, а внутренние органы к Инь. Но в тоже время поверхность тела и конечности можно разделить на Ян и Инь. Так, например, кожа и подкожная клетчатка относятся к Ян (Ян в Ян), мышцы и кости по отношению поверхности тела относятся к Инь (Инь в Ян). Во внутренних органах, называемых Чжан-Фу органами, также можно выделить Ян и Инь. (Ян и Инь Почек, Ян и Инь Селезёнки и т.д.).

Деление органов на две составляющие Ян и Инь очень важно для диагностики и выбора лечения. Под Ян понимают участие органа в регуляции нейрогенного фактора, его функциональную активность и жизненную Энергию, под Инь при этом понимают степень участия в регуляции органа гуморального фактора.

Взаимообусловленность Ян и Инь означает, что они сосуществуют в едином организме, опираясь друг на друга. Так, например, в организме структура относится к Инь, а функции - к Ян. Структура является материальной основой функции, а функция - это отражение существования структуры и движущая сила её развития. Функциональная деятельность организма требует затраты питательных веществ, что соответствует процессу усиления Ян и ослаблению Инь, а накопление питательных веществ требует определённой функциональной активности и приводит к ослаблению Ян и усилению Инь. При нормальных условиях между этими противоположностями поддерживается относительное равновесие (гармония), а при патологии наступает нарушение гармонии, что может стать причиной заболевания. Применительно к древневосточной медицине это означает, что, поскольку заболевание возникает при нарушение равновесия между Ян и Инь в организме, то главной целью лечения должно быть возвращение Ян и Инь к состоянию относительного динамического равновесия.

Гармония Ян и Инь изображается в виде круга, который разделяется волнистой линией на светлую и тёмную половины. Внешняя окружность символизирует смешение всего в круговороте мирового Хаоса. Волнистая линия обозначает взаимное вытеснение и взаимное порождение Ян и Инь. Светлая точка на тёмном поле и тёмная точка на светлом поле означают соответственно присутствие Ян внутри Инь и присутствие Инь внутри Ян. Кроме того, эта эмблема (монада) ориентирована в пространстве и во времени: Ян зарождается на северо-востоке в зимнюю пору и достигает расцвета летом, а Инь рождается на юго-западе, т.е. в конце лета, и достигает кульминации зимой, т.е. на севере.

рис.1. Монада ( Эмблема "Великого Предела" )


Взаимопревращение Ян и Инь означает, что при определённых условиях каждое из двух начал внутри предмета может превратиться в противоположность. Так, например, после продолжительной высокой температуры может произойти резкое понижение температуры, что вызывает ощущение холода в конечностях, нитевидный пульс, бледность кожного покрова, т.е. развиваются симптомы, указывающие, что фактор Ян, вызвавший болезнь, переходит в фактор Инь. И к этому новому состоянию должно быть применено уже другое лечение.

Таким образом, все виды отношений Ян и Инь: взаимоотрицание, взаимосвязанность, взаимообусловленность, взаимопревращаемость создают многообразие постоянно меняющегося мира, его единство и гармонию и их взаимовлияние является и причиной, и следствием.


Применение теории Инь и Ян в медицине

Согласно теории Ян и Инь в человеческом организме  различают:
анатомические (морфологические)  структуры - Инь, а их функции -  Ян.; 
деятельность организма - Ян, а пищевые вещества - Инь;
Инь сохраняется внутри и является материальной основой для Ян.
Древневосточные врачи, казалось бы, обладая примитивными знаниями, сумели на основании различных изменений на поверхности тела выявить функциональные связи всего организма в целом и это не утратило своего значения до настоящего времени. Так например, нельзя оспаривать  функциональные связи между почками и мочевым пузырём, между печенью и желчным пузырём, между желудком и толстой кишкой.
Использование теории Ян и Инь в китайской традиционной медицине является обязательным при диагностике патологии и при выборе методов лечения. Применительно к современной  западной медицине, восстановление нарушенного баланса (гармонии)  между Ян и Инь является задачей восстановления гомеостаза путём стимуляции защитных сил организма и может быть использована в современной медицине как модель целостного подхода к человеческому организму, как диалектический подход к пониманию состояния здоровья и болезни.
 
Соотношение Ян и Инь
 

 
Ян
Инь
Вселенная
солнце
луна
Времена года
лето
зима
Сутки
день(6-18)
ночь (18-6)
День
утро
полдень
Ночь
вторая половина ночи
первая половина ночи
Метеофакторы
жара
ветер
холод
влажность
Организм в целом
функциональная активность
анатомические структуры
Анатомические структуры
кожа
подкожная клетчатка
мышцы
кости
внутренние органы
 
Наружная поверхность тела
наружная поверхность конечностей
спина
верхняя часть туловища (выше талии)
 
внутренняя поверхность конечностей
грудь, живот
нижняя часть туловища (ниже талии)
Внутренние органы
Фу органы
Чжан органы
Отдельные органы
Ян составляющая органа
Инь составляющая органа
Функциональная активность организма
повышена
понижена
Температура тела
повышена
понижена
Обмен веществ
повышен
понижен
Артериальное давление
повышено
понижено
Состояние вегетативной нервной системы
симпатикотония
ваготония
Цвет кожного покрова
гиперемированные
бледные
Цвет мочи
жёлтая
светлая
Характер стула
спастический запор
диарея
Количество слюны
сниженное
гиперсаливация
Отношение к температуре окружающей среды
непереносимость жары
предпочтение холода
непереносимость холода
предпочтение тепла
Продукты питания
мясо, орехи
арбуз
Вкус продуктов и трав при фитотерапии.
острый
сладкий
кислый
горький
Другие качества продуктов и трав
теплые
сухие
холодные
жидкие

 
Как рассматривалось выше, в основе нормальной деятельности организма  находится уравновешенное состояние между Ян и Инь, их гармония. Нарушение этой гармонии ведёт к патологии, которая проявляется в усилении или в ослаблении того или иного начала Ян или Инь.
Все процессы, происходящие  в организме человека,  и стадии жизни (зачатие, рождение, рост, упадок и смерть) можно описать с помощью Инь-Ян . Например:
Юность –Ян, поздние дни –Инь; При вдохе грудная клетка расширяется – фаза Ян, выдох – фаза Инь. Активность человека –Ян, расслабленность, отдых –Инь.
Инь – это материальная основа, ткань для преобразующей силы Ян, которая реорганизует и регенерирует. Пища (Инь) преобразуется в процессе обмена вещества (Ян) в иное вещество и энергию (тепло и метаболическая активность).
Внутренние органы тела, защищённые от внешних воздействий, являются Инь по отношению к коже и мускулам, находящимся снаружи, –Ян.
Нижняя часть тела соприкасается с землёй, как бы уходит в неё корнями, - это Инь, верхняя часть тела – Ян. Переднюю часть тела можно защитить руками, сложенными на груди и прижатыми к животу ногами (Инь), тогда как задняя часть тела остаётся относительно открытой (Ян).
Внешняя поверхность человеческого тела (кожа, волосы, поверхностные нервы и кровеносные сосуд) – Ян, внутреннее строение (внутренние органы, кости, головной и спинной мозг) – являются основой жизнедеятельности –Инь.
Внутренние органы дифференцируются на полые - Ян (Желудок, Желчный пузырь, Тонкий кишечник, Толстый кишечник и Мочевой пузырь), которые выполняют функции пищеварения и выделения и плотные (монолитные) - Инь (Сердце, Печень, Селезёнка, Лёгкое и Почка), которые выполняют функции ассимиляции и хранения. Плотные органы   можно сравнить со скалой, которая поглощая свет, хранит его энергию в виде тепла, а полые органы можно сравнить с колесом водяной мельницы, которое способно преобразовывать движение воды в рабочую энергию. Сравнение достаточно ярко показывает, что нагретая скала не может работать, а водяное колесо само не может накапливать энергию.
Но всегда следует помнить, что Инь и Ян относительные, а не абсолютные обозначения: Сердце – плотный орган, а значит Инь, тем не менее, преодолевает сжатие при выталкивании крови через сосуды и поэтому Ян. Таким образом, существует и такое понятие, как Ян в Инь.  Другими словами, можно сказать, что каждый орган имеет две составляющие Инь и Ян. Например: Ян и Инь Сердца (Ян в Инь и Инь в Инь); Ян и Инь Желудка (Ян в Инь и Инь в Ян) и т.д. Это очень важно для понимания синдромов поражения органов, а следовательно для правильной диагностики и лечения. Сразу же следует отметить, что соотношение Ян и Инь в различных органах не одинаковы.
В процессе человеческой жизни необходимо поддерживать равновесие между внутренним процессом питания себя (Инь) и внешней деятельностью (Ян). В современной лихорадочной деятельности часто человеком пренебрегается  необходимость уделять определённое время на восстановление себя: излишняя работа, слишком усердные занятия сексом – приводит к перенапряжению Ян. Тело не может долго расходовать больше, чем возмещать. Следствием чрезмерной деятельности могут наступить проблемы с мышцами, суставами, костями, сердцем, вплоть до серьёзных, таких как сердечный приступ. С другой стороны, повышенное внимание к вопросу внутреннего здоровья может означать, что акцент смещён на фазу Инь, т.е. накопление и человек становится инертным и не способен к полноценной деятельности. Кроме того, атрофируются без тренировок мышцы, сердечно-сосудистая система ослабляется. Возникшее противоречие можно снять достижением равновесия, что означает подвижность, разнообразие, умеренность и гармонию с собственными ритмами и потребностями.
Основываясь на характере и особенностей строения тела, некоторых людей можно определить по Ян–Инь типу, но обычно проявляются и те и другие свойства. Быть Инь – значит любить спокойную, простую, прохладную среду, обладать умеренной способностью в еде, в работе. Для типа Инь характерны регулярные периоды для отдыха и восполнения сил, постепенное развитие болезней и продолжительное сохранение её симптомов. Инь может прожить дольше, т.к. его образ жизни и среда относительно свободны от стрессов. Ян -  тип предпочитает стимулирующую, сложную среду, действует быстро и импульсивно, сильно страдает во время болезни, но потом быстро выздоравливает. Личность в которой больше Ян, склонна дольше страдать от дурного обращения и пренебрежения.   Называя кого-либо Ян или Инь типом, не подразумевается, что кто-то слаб, силён или болен. Соотнесение с моделью Ян-Инь помогает наблюдать за течением жизни человека и прогнозировать кто и как будет переносить болезнь и на основе модели Ян-Инь анализировать стадии заболевания. Когда заболевание развивается быстро, остро  – Ян стадия, при переходе в хроническую форму – Инь стадия. Обычно острые заболевания поражают поверхностные функции, или поверхность тела и если заболевание подавляет сопротивление тела и проникает внутрь в более глубокие слои,  оно переходит в Инь стадию, внутреннюю. Явные острые симптомы являются болезнью избытка, а избыток принадлежит Ян, слабые и расплывчатые симптомы- следствие недостатка, который принадлежит Инь.
Выделяют два типа патогенных факторов Ян и Инь.
 
Варианты синдромов поражения (объяснение в тексте)
 
При проникновении патогенного фактора типа Инь (2) происходит преобладание Инь и повреждение Ян, что называется синдромом "холода типа избытка".
При действии патогенного фактора типа Ян (3), происходит преобладание Ян и повреждение Инь, что проявляется синдромом "жара типа избытка".
При истощении собственного Ян (4), происходит относительное преобладание Инь – синдром "холода типа недостатка", и наоборот при истощении собственного Инь (5) происходит преобладание Ян или синдром "жара типа недостатка" .
При дефиците Инь следует уменьшать Ян и прогревать Инь и наоборот, т.е. лечить Инь при расстройстве Ян и лечить Ян при расстройстве Инь.
Одновременный дефицит Ян и Инь называется «взаимным опустошением Инь и Ян. Может возникнуть при длительном голодании, в результате чего происходит ослабление Селезёнки (Ян) и дефицит крови (Инь), т.е. ослабление Чи вследствие недостаточного влияния Ян на Инь.
 
Некоторые синдромы Ян и Инь заболеваний
 

Ян  (синдромы полноты)
Инь (синдромы пустоты)
Заболевание острая стадия
Хроническое
Боль острая, недавняя, прерывистая, дневная, усиливающаяся при ходьбе, от тепла при надавливании, уменьшается при холоде.
Характер боли: скручивающаяся, стреляющая, колющая, пульсирующая, чувство электрического тока, поверхностная, локальная и меняющая локализацию.
Боль хроническая, давняя (застарелая), постоянная, ночная, уменьшается при движении, в тепле, при надавливании, усиливается от холода.
Характер боли: глубокая, диффузная, костная, рассредоточенная (разлитая), тупая, чувство жжения, ушиб, контузия, постоянная локализация.
Состояние больного: возбуждён, активен, неудержимая речь, глаза живые подвижные, сон поверхностный, длительный.
Больной апатичен, пассивен, молчалив, глаза тусклые полуоткрыты малоподвижные, сон глубокий короткий.
Голос громкий, брадикардия.
Голос тихий, тахикардия.
Кожа красная, сухая, не шелушащаяся, зуд.
Цвет лица яркий.
Слизистые влажные.
Ногти эластичные.
Волосы на голове мягкие блестящие, на теле хорошо выражены.
Кожа бледная, влажная, пастозная отёчная.
Цвет лица бледный.
Слизистые сухие.
Ногти ломкие.
Волосы на голове сухие, без блеска, на теле слабо выражены.
Парестезии конечностей, контрактура, склонность к судорогам, спазмам.
Вялость конечностей, слабость, дряблость мышц,  атония, тремор пальцев.
Дыхание громкое, замедленное.
Дыхание короткое, тихое, учащённое.
Запор, задержка мочи.
Понос, недержание мочи.
Чаще высокая температура тела, потребность в прохладе (раскрывается).
Чаще субфебрильная температура, потребность в тепле (укутывается).
Функция потовых желёз повышается при физической нагрузке, жажда, предпочитает холодное питьё, небольшая потливость.
Сильная потливость, жажды нет, предпочитает теплое питьё.
Чувство переполнения при пальпации живота, прикосновения неприятны.
Живот мягкий, прикосновения приятны.
Язык красны, налёт толстый, жёлтый.
Язык бледный, налёт белый, тонкий.
Пульс сильный, напряжённый, поверхностный, трудно подавляемый.
Пульс слабый, мягкий, глубокий, легко подавляемый.
Утомляемость медленная.
Сопротивляемость организма нормальная.
Реабилитация медленная.
Утомляемость быстрая.
Сопротивляемость пониженная.
Реабилитация быстрая.
Тело коренастое, подкожная жировая клетчатка хорошо выражена.
Тело астеничное, худощавое, подкожная жировая клетчатка слабо выражена.
Менструальный цикл короткий, выделения скудные.
Менструальный цикл длительный, выделения обильные.

Тип болезни устанавливается по превалированию Ян или Инь симптомов.  Если сумма Ян симптомов больше, то надо начинать лечение с седативного воздействия. Если сумма Инь симптомов больше, то используется тонизация.
 

Теория   У-Син

В китайской космологии сила Ян соответствует Небу и творческому началу, а сила Инь - Земле и принципу сохранения. Человек образует с Небом и Землёй как бы союз трёх сил мироздания и  этой космической триадой объясняется каждый момент бытия. Древние китайцы различали три силы Неба (солнце, луна, звёзды), три силы Земли (вода, огонь, ветер)  и три силы человека (семя, энергия, дух). По принципу  трёх сил разделяется и тело человека: верх (голова), середина (руки)  и низ (ноги); три части лица (лоб, щёки, подбородок), три сустава конечностей и т. д.
Процесс творения мира представлялся китайцами в виде последовательного деления первозданного Хаоса. Таким образом, из хаотического единства бытия появляются начала Ян и Инь, а из них выходят, так называемые, “четыре явления”, которые считались символами четырёх сторон света и четырёх времён года, а в человеке - четырёх конечностей. Затем из “четырёх явлений” появляется пяти-частная структура, соотносимая с пятью “первоэлементами”:деревом, огнём, землёй, металлом, водой..  В таком порядке первоэлементы “порождают” друг друга, а в порядке “взаимного вытеснения” они располагаются: дерево, земля, вода, огонь, металл (рис. 2)


        Рис. 2.  Система пяти первоэлементов (У-Син)
 
Теория У-Син -  или теория пяти первоэлементов является второй важнейшей концепцией древнекитайской философии и медицины. Она основана на законах природы и устанавливает процессы взаимодействия всех предметов и явлений во вселенной, в том числе и в человеческом организме. Сама  теория, будучи метафизической и архаичной, дает возможность понять традиционную восточную медицину.
Эта теория постулирует,  что все во вселенной состоит из пяти первоэлементов, которые являются основой всего материального мира. К ним относятся дерево, огонь, земля, металл и  вода, которые находятся в динамическом равновесии и взаимосвязи. Это определяет состояние их непрерывного движения и изменения (Син - движение). Каждый элемент этой системы помогает развитию последующего и побуждает его к активной деятельности.
Дерево символизирует рост и развитие и объединяет предметы и явления как быстрая изменчивость, кислый вкус, зеленый цвет и др.
Огонь символизирует период максимального развития и характеризуется высокой температурой, движением вверх, красным цветом, горьким вкусом.
Земля символизирует период зрелости, обладает влажностью, сладким вкусом, желтым цветом.
Металл соответствует периоду начала увядания и характеризуется сухостью, острым вкусом, белым цветом.
Вода характеризуется наименьшей активностью, текучестью, соленым вкусом, черным цветом.
Внутри каждого предмета происходит выделение первоэлементов.
Например, в годовом цикле дерево соответствует весне, огонь - лету, металл - осени, вода - зиме, а земля - астрономической середине года - точке  летнего солнцестояния (“вечному лету”). В пределах суток пять стихий относятся соответственно к восходу, полудню, “склонению” солнца на запад, заходу и полуночи.
В организме человека (и любого живого существа) также выделяют органы, относящиеся к первоэлементам: к категории Дерево относятся Печень  и Желчный пузырь; к категории Огонь сердце, тонкий кишечник, Перикард, Три части туловища; к категории Земля относят Селезенку - поджелудочную железу, к категории Металл относят Легкие и Толстый кишечник, к категории Вода относят Почки и Мочевой пузырь. К таким  же категориям относят и меридианы этих органов. Кроме того, на каждом меридиане имеются все точки первоэлементов, т.н. античные точки.
 
 
Взаимодействия между пятью первоэлементами
 

Рис. 3  Первоэлементы и их связь с органами

Все предметы и явления, как было сказано выше, подчинены определенным закономерностям, которые характеризуются непрерывным движением, сменой фаз, что играет важную роль в процессах приспособляемости организма к условиям внешней среды. В теории У-Син между пятью первоэлементами существуют следующие отношения:
1.      Стимулирующие;
2.      Угнетающие;
3.      Избыточно стимулирующие (гиперстимулирующие);
4.      Избыточно угнетающие (гиперугнетающие);
5.      Обладающие обратной стимуляцией;
6.       Обладающие обратным угнетением;
Эти связи бывают:
·      нормальные - стимулирующие (способствующие возникновению и развитию) и угнетающие (ограничивающие) связи;
·      патологические - избыточные (гиперстимулирующие, гиперугнетающие избыточно угнетающие) и связи, оказывающие обратно угнетающие действия (ослабление) и обратно стимулирующее действие.
              1.Стимулирующие связи. Под эти подразумевается связь при которой каждый элемент воздействует стимулирующим образом на последующий за ним. Это эволюционная связь, способствующая возникновению и развитию (Шен). Последовательность стимуляции такова: Дерево стимулирует Огонь, Огонь стимулирует Землю, Земля стимулирует Металл, металл стимулирует Воду, Вода стимулирует Дерево. Эту связь часто называют "Отец-сын" или "Мать-дочь". Такая стимуляция существует в физиологии и  объясняет взаимные связи между внутренними органами - висцеро-висцеральные связи (рис. 2, связь по кругу).
            2.Угнетающие связи. Под этим подразумевается сдерживание и ограничение (Ге). Последовательность этих связей следующая: Дерево угнетает Землю, Земля угнетает  Воду, Вода угнетает Огонь, Огонь угнетает Металл, Металл угнетает Дерево 9 (рис. 2, связь через элемент). Такую связь часто называют "Бабушка-внучка" или "Дед-внук".
Во взаимосвязи между предметами и явлениями в окружающем мире обязательно должны быть как стимулирующие, так и ограничивающие связи, т.к. без стимулирования не было бы развития, а рост без ограничения может привести к катастрофическим последствиям. Таким образом, благодаря тому, что стимуляция ограничивается угнетением, а угнетение восполняется стимуляцией, поддерживается необходимое равновесие, обеспечивающее нормальное развитие, т.е. гармонию.
            3.Гиперстимулирующее воздействие. Если какой-либо орган  избыточно активен, что наблюдается при патологии, то он также обладает и гиперстимулирующим  действием. Например, при дискинезии желчного пузыря (Дерево)  происходит усиление перистальтики тонкого кишечника, боли в области сердца (Огонь), при воспалении поджелудочной железы (Земля) усиливается перистальтика толстого кишечника (Металл), сопровождаемая диспепсическимявлениями.
             4. Гиперугнетающее воздействие. Также наблюдается при избыточной активности какого-либо органа и может возникать одновременно с гиперстимуляцией  в направлении угнетающего действия. Например, при остром холецистите (Дерево) угнетается поджелудочная железа (Земля), что приводит к снижению ее функций.
              5. Обратная стимуляция - стимуляция в противоположном направлении, когда стимулируемый элемент  достаточно силен "сын" и он оказывает обратное воздействие на "отца". Например, при острых панкреатитах (Земля) возникают нарушения в работе сердца (Огонь), сопровождаемые, болями тахикардией, угнетением психики.
               6.Обратное угнетение - угнетение в противоположном направлении. Например, при острых панкреатитах (Земля) может снизится перистальтика желчного пузыря (Дерево), что может привести к застоям желчи, запорам. 
Обратно угнетающее действие означает ослабление первоэлемента, который оказывает прямое угнетающее действие за счёт чрезмерного развития угнетаемого элемента. Направленность обратного угнетающего действия противоположна направленности прямого угнетающего действия.
Например, если первоэлемент дерево избыточен, то он избыточно угнетает первоэлемент землю и оказывает обратное угнетающее действие  на первоэлемент металл. Если первоэлемент дерево недостаточен, то он испытывает на себе одновременно и обратное угнетение со стороны первоэлемента земля и избыточное угнетение со стороны первоэлемента  металл.
На основе концепции “мать - сын” применяется лечение, позволяющие усилить или ослабить поток энергии в соответствующем меридиане, где эта энергия нарушена.
 Если возникла патология, то рассматриваются три первоэлемента (меридиана):
1.С нарушенной энергией;
2.Предыдущий ему;
3.Следующий за нарушенным.
Например, если в меридиане  Мочевого пузыря (вода) выявлена  избыточная энергия, то можно воздействовать на меридиан “сын” Желчного пузыря (дерево) или на меридиан  “мать" Толстого кишечника.
. Теория У-Син применялась для классификации природы, органов, эмоций, для объяснений, происходящих в человеческом организме физиологических и патологических взаимодействий, чтобы провести диагностику и назначить лечение. Знание этой теории позволяет понять традиционную восточную медицину и убедиться в правильности её положений.
Некоторые соответствия  пяти первоэлементам, которые ассоциируются  с человеком и явлениями природы, приведены ниже.                               
 
Взаимосвязь первоэлементов с предметами и
явлениями по теории У-Син
 

 
Дерево
Огонь
Земля
Металл
Вода
Пять Чжан органов
Печень
Сердце
Селезёнка
Лёгкие
Почка
 
Шесть Фу органов
Желчный пузырь
Тонкий
кишечник,
тройной обогреватель
Желудок
Толстый кишечник
Мочевой пузырь
Пять органов чувств ”окна”
глаза
язык
рот
нос
уши
Пять эмоций
гнев
радость
раздумье
печаль
страх
Пять времён года
весна
лето
солнце-стояние
осень
зима
Пять вкусовых ощущений
кислый
горький
сладкий
острый
солёный
Пять цветов
синий
красный
жёлтый
белый
чёрный
Пять этапов развития
рождение
рост
развитие
увядание
исчезнове-ние
Пять сторон света
Восток
Юг
Середина (центр)
Запад
Север
Пять жидкостей
слёзы
пот
слюна
выделение из носа
моча
Факторы среды
ветер
жара
влажность
сухость
холод
Пять тканей
сухожилия
кровеносные сосуды
мышцы
кожа
кости
Пять планет
Юпитер
Марс
Сатурн
Венера
Меркурий

 
Рассмотрим некоторые взаимосвязи, приведённые в таблице. Например, Почка (вода) из всех органов чувств  наиболее тесно связана с ухом (вода). Меридиан Почки “открывается” в области уха. Окном  Почки являются - уши. Поэтому по состоянию слуха и ушной раковины можно судить о состоянии Почки. Из всех видов тканей Почка наиболее тесно связана с костями (вода) и при заболеваниях костной системы (остеохондрозах, артрозах и др.)  воздействуют на  меридиан Почки, что  даёт хороший терапевтический эффект. С другой стороны, влияние холода, неумеренное потребление соли, чувство страха могут оказать сильное воздействие на Почку, тем самым вызвав их заболевание. Классификация органов, явлений, предметов по их соответствию пяти первоэлементам позволяет также определить симптомы при поражении органов. Например, покраснение лица позволяет предположить поражение Сердца. Болезни, относящиеся к меридиану Лёгких (металл), могут привести к болезням, относящимся к меридиану Почки (вода) и т.д. 
Вся древняя китайская диагностика связана с природным началом, с природными процессами.
Например, при лечении остро возникших отёков тела проводится аналогия с выводом воды из какого-нибудь сосуда, предположим - чайника. Если выливать воду из чайника через “носик” и открыть крышку чайника, то вода из него будет вытекать быстрей (через “носик” и через отверстие для крышки), чем только через “носик”. Поэтому, чтобы ускорить вывод жидкости при отёках необходимо усилить действие почек (“носик чайника”) и открыть одновременно лёгкие (крышку чайника). Возможности такой аналогии очень широки.
Знакомясь с учением У-Син, следует понимать, что классифицированные с помощью пяти элементов явления, органы и их функции носят отвлеченное понятие, но это деление позволяет привести всё существующее в природе в определённую систему. Так, например, типичными свойствами огня является жар Ян и поднимающееся кверху пламя (с медицинской точки зрения  - это когда в верхней части человеческого тела образуется воспаление и состояние жара). Всё, что обладает такими признаками, относится к первоэлементу огонь. Всё что обладает свойствами воды: текучестью, холодом, имеет тенденция к движению вспять причисляется в первоэлементу вода,  и т.д.
Учение У-Син (учение о пяти элементов) согласуется с теорией Ян - Инь. Первоэлементы Дерево и Огонь причисляют к Ян, Металл и Вода  - к Инь. Первоэлемент Земля находится посередине, образуя поворотную точку между Ян и Инь (рис. 4).
 
 
       дерево        огонь         земля         металл      вода
_______|_______|______            _______|_______|______
 
                Ян                                                   Инь
 
 
 рис. 4 Взаимосвязь теории У-Син с теорией Ян-Инь
 
Теории У-Син  и Ян-Инь  - две философские концепции, отражающие объективные законы реального мира, до настоящего времени не утратили своей практической значимости, а только дополняются новым содержанием, основанным на современной клиническом опыте.
 
Рассмотрим принцип эволюции пяти элементов и их динамику. Можно сказать, что благодаря воде растут деревья. Если потереть два куска дерева, они разогреются и символически родится огонь. Если поднести огонь к дереву, оно сгорит и превра­тится в пепел, символизирующий землю. Тепловые процессы земли порождают твер­дые элементы, символически представленные металлом. Огонь расплавит металл и превратит его в жидкость, символически - воду. Описанное известно, как закон по­рождений, или эволюции.

Если соединить дерево и металл, то последний, благодаря своей твердости, порежет первый. Это означает, что металл доминирует над деревом, а дерево подчи­няется металлу. Вода доминирует над огнем, гася его. Земля окружает воду, т.е. до­минирует над ней, Но земля уступает дереву, т.к. корни дерева проникают в землю. Металл будет расплавлен огнем и, таким образом, последний доминирует над пер­вым. Подводя итоги, можно сказать, что:

дерево доминирует над землей, но подчиняется металлу;
огонь доминирует над металлом, но подчиняется воде,
земля доминирует над водой, но подчиняется дереву,
металл доминирует над деревом, но подчиняется огню;
вода доминирует над огнем, но подчиняется земле

Помимо законов эволюции и доминирования, существует закон деструкции. В качестве примера возьмем дерево. Если сила дерева чрезмерна, оно разрушит землю. Дерево не должно быть слишком сильным, если земля хочет выжить. Это же справед­ливо и в отношении других элементов, Огонь должен быть не слишком силен, иначе металл будет разрушен. Земля должна быть не слишком "строга", чтобы было доста­точно воды. Металл не должен быть слишком твердым, иначе дерево не сможет рас­ти. Вода должна быть не слишком обильной, чтобы огонь горел нормально.

Существует закон, называемый законом провокации или презрения. Он являет­ся дополняющим завершением для закона противополохшостей (доминирование/управление и деструкция/разрушение) В нормальных условиях дере­во доминирует над землей. Но если дерево становится слабее, чем обычно, то земля осмеливается провоцировать, раздражать или ажитировать его. Вспомним индий­скую поговорку, говорящую: "Когда у слона неприятности, даже лягушка может дать ему пинка". То же самое происходит и с другими элементами, Например, огонь в нор­мальных условиях управляет металлом. Но если огонь ослабевает, то металл будет провоцировать или презирать его. Обычно земля управляет водой, но если она (земля) ослабевает, то вода начинает "оскорблять" ее. В принципе металл контроли­рует дерево, но если он ослабевает, то дерево будет "презирать" металл. Вода домини­рует над огнем, но если вода ослабевает (ее становится мало), то огонь будет провоци­ровать ее.
 
Китайская медицина считает, что огонь соотносится с духом, а вода - с волей, мотивацией и интенцией, в то же время на уровне органов огонь соотносится с сердцем, а вода - с почками и надпочечниками. (см. далее)   Таким образом, если воля ослаблена, нами будет управлять мышление. Как следствие, мы будем вовлечены в порочный круг перегруженного мышления, приводящего к обсессии, что знакомо из практики клинического психологического консультирования.

 Возбуждение имеет Ян-статус, что означает гиперфункцию сердца или элемента огонь, в то время как обсес-сия имеет такой же статус поджелудочной железы или элемента земля. Огонь являет­ся матерью земли, так же как возбуждение является матерью обсессии.




Рис.5. Теория пяти первоэлементов (У-Син) и эго-структуры


Теперь рассмотрим основы фрейдовской теории личности. Она предполагает: топографическое деление психики - на подсознательное, предеознательное и созна­тельное, и структурное деление - на ид, эго и суперэго. Бессознательное порождает сознательное через своего посредника - предсознательное. Что это значит? Известно, что один элемент, например, дерево порождает другой, например, огонь. Это есть эволюция элементов. Если пойти на одно поколение дальше, в данном случае к земле, то земля есть "дитя" огня, но дерево противостоит земле в соответствии с законом "управления", или, в гиперфункциональном статусе, в соответствии с законом "деструкции". Для того, чтобы породить землю, дерево должно пройти стадию огня. Здесь дерево есть бессознательное, в то время как огонь есть предсознательное, и зем­ля – сознательное.
 
В теоретической модели структуры психики в терминах базовых эмоциональ­ных паттернов человека дерево считается ядром первоначального эго, огонь - место­положением идеального эго, земля - корнем субэго, металл - гаванью суперэго. а. во­да - источник ид. Применительно к патогенезу психических расстройств, психические заболевания в терминах эго-дисфункций классифицируются следующим образом:

1. Психоз - заболевание первоначального эго.
2. Невроз - заболевание идеального эго
3. Мягкий невроз - заболевание субэго.
4. Неврастения - заболевание суперэго.
5. Пограничный синдром - заболевание ид.